Развитие делового сотрудничества России и Беларуси
Адрес:
Полоцк, переулок Селянский 21
avant-garde.by@ya.ru
Главная \ Новости \ БАМ. Воспоминания почетного пассажира финишного Бурятского участка трассы. «Основным достижением комсомольской стройки считаю дружбу ее участников»

Новости

БАМ. Воспоминания почетного пассажира финишного Бурятского участка трассы. «Основным достижением комсомольской стройки считаю дружбу ее участников»

Байкало-Амурская магистраль - это железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. В апреле 1974 года БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Трудилась там молодежь всех республик СССР. Воспоминаниями о самоотверженном труде на БАМе поделился почетный пассажир вагона на последнем финишном отрезке Бурятского участка легендарной трассы, а ныне заместитель председателя Союзного делового клуба Авангард ленинградец Сергей Мамяков.

bam-01

4300 километров железнодорожного пути, более 1500 мостов, 60 новых поселений и около 200 железнодорожных станций – таков сухой итог строительства Байкало-Амурской магистрали. А зачем это было вам, комсомольцам?

Начитавшись книжек Александра Дюма, Фенимора Купера и Вениамина Каверина, мы все тогда были буквально одержимы идеями новых открытий и свершений. Романтика и комсомольский задор манил тысячи юношей и девушек в непроходимую тайгу на «стройку века».

Немаловажной была и перспектива быстрого получения жилья.

Но в общем-то, особо тогда и не думали зачем. Родина сказала НАДО, и в 1983 году вместе с товарищами мы направились в далекий поселок Таксимо.

Сегодня Сергей с теплом вспоминает то время и бережно хранит заметку о себе в 29-м номере журнала «Огонек» за июль 1984 года.

bam-04

Вот выдержка из той заметки:

bam-03

«На торжество, связанное с укладкой «серебряного звена», он ехал с Сергеем Мамяковым. Когда-то в рижском ресторане случайно семьями оказались за соседними столиками. Саша рассказал о БАМе, пригласил приехать. Немногословный крепыш, кандидат в мастера спорта по боксу, ничего не сказал определенного. Потом решился – поехал. В Таксимо, куда его направили плотником, случайно встретились. Четыре дома уже построил Сергей в красивом поселке.

- Жалею, что живу не в Серегином доме, - сказал Саша.
- Почему?
- Отлично строит.
Сергей толкнул друга в бок:
- Ну, что ты. Не надо…»

Спрашиваем у Сергея Викторовича: Каким вам запомнился БАМ?

Отправляясь в Сибирь, я, если честно и представить себе не мог, сколько подводных камней и опасностей несет в себе это путешествие.

В первый же рабочий день мы с новыми товарищами умылись и отправились в рабочий поселок. Только вечером нам стало понятно, какую нелепую ошибку мы допустили.

Старожилы не предупредили нас о том, что ни в коем случая нельзя было мыть руки и лицо, а наоборот их нужно было смазать жиром.

В итоге вся наша бригада отправилась вечером в медпункт с обмороженными лицами. 45-градусный мороз не пощадил ленинградцев…

Нам представлялось, что работа там будет напоминать пионерлагерь с вожатыми, наставниками. В реальности оказалось, что БАМ – это не только ударная стройка, но и проверка характера.

Поначалу у нас регулярно случались стычки с нарушителями трудовой дисциплины. Приходилось вставать на защиту руководителей, так как и не у всех из них было достаточно опыта руководящей работы в отдалении от центра. Поэтому меня почти сразу же несмотря на молодой возраст назначили бригадиром.

Мы сразу поняли, что жаловаться вышестоящему  начальству здесь не получится, и постепенно научились разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. В качестве основного метода борьбы с отлынивающими от работы, я использовал прием Антона Макаренко, вовлекая нарушителей в трудовой процесс и организуя им при достижении ими результатов различных поощрений.  

Ранее вы упоминали, что БАМ, Бурятия и Александр Пушкин стали для вас судьбоносными. Почему?

Я родился в Ленинграде, городе на Неве. В бурятском городке Новоселенгинск познакомился со своей будущей супругой Верой Ивановной. Любопытно, что именно туда знаменитый  прадед  Пушкина  Абрам Петрович  Ганнибал  был  сослан  в 1727 году. 

Потом в Улан-Удэ работал директором Дома культуры, расположенном на улице Пушкина.

В 1990-м году вместе  с женой  Верой,  сыном Андреем и дочерью Наташей  вернулся  сначала  на  родину бабушки-блокадницы  в г. Пушкин. А  затем в 1991-м в Белоруссию, в Полоцк, куда много лет назад  родители-инженеры  приехали  из Ленинграда  строить  Нефтеград  на Двине  – город Новополоцк.

Как вы думаете, на какой улице мы поселились? (Смеется).

Конечно же, на улице Пушкина…

Разумеется.

Чем жила молодежь БАМа в то время?

Увлечений было множество, в том числе и спорт. Я тогда активно занимался  боксом. В 1987-м году стал бронзовым призером в соревнованиях республиканского уровня «Байкал-87».

Но основным увлечением большинства было совершенствование в профессии. Кто-то потом пошел по железнодорожным стопам, кто-то стал строителем, кто-то выбрал инженерию.

Сбылись ли мечты строителей БАМа?

На свете нет ни одного человека, который бы не мечтал. Я не исключение. Меня всегда тянуло к общественному признанию и грандиозным проектам. БАМ закалил мой характер, что потом в смутные 90-е, когда занимался частным бизнесом, позволило мне устоять и просто остаться в живых. 

Многие товарищи по БАМу в последующем отмечали, что БАМ был для них настоящим экзаменом на прочность.

В начале 90-х, видя, какая разруха и нищета творится вокруг, преуспевая в делах, я стал заниматься благотворительностью. Однажды в 1993-м увидев, как старики при выдаче бесплатных обедов плачут от обиды и стыда в одной из ленинградских столовых, организовал свой региональный фонд социальной защиты инвалидов и престарелых.

Сбылись ли мечты? Конечно, не у всех. Но то, что мы тогда сделали для инфраструктуры страны, для потомков, точно не напрасно.

В последнее время в России набирает обороты один забытый проект, о котором мы с товарищами грезили в 80-х. Я говорю сейчас о реанимированном проекте забытой «стройки 501» - Северном широтном ходе.

Этот современный арктический проект железнодорожного коридора протяженностью более 700 километров должен соединить Северные города в единую систему и открыть выход к Северному морскому пути. Что позволит доставлять грузы в любую точку мира на запад и восток.

Несмотря на свои шестьдесят, я еще мечтаю поучаствовать и в этой стройке, и может статься, что мечта осуществится. По работе как раз и приходится путешествовать по Матушке-России и участвовать в модернизации железнодорожных депо.

Основным достижением БАМа считаю дружбу ее участников. Молодые ребята разных национальностей, пройдя БАМ, сохранили эту дружбу несмотря на границы и разногласия политиков. 3 года назад находясь в служебной командировке в Чите, случайно встретил товарища, который работал на соседнем участке БАМа примерно в это же время. Проговорили несколько часов, вспоминая, какая крепкая дружба без границ была у жителей республик.  

Что бы вы хотели пожелать первопроходцам БАМа в этот 45-летний юбилей?

Конечно же здоровья. С упорством и энергией у наших ребят все в порядке.

Уверен, что опора на славные трудовые традиции поможет будущим поколениям молодежи справиться с новыми масштабными задачами!

********

bam-05

В связи с юбилеем БАМа, члены клуба Авангард поздравили Сергея Мамякова и вручили ему символический сувенир.

 

Мы в соц сетях
vk.com
Напишите нам
Адрес:
Полоцк, переулок Селянский 21
avant-garde.by@ya.ru